Описание системы iBank2

Требования:

Для работы с системой Клиенту необходимы:

1.  Любой современный компьютер и Web-браузер c поддержкой Java, не ниже версии Java7 (Скачать актуальную версию Sun Java Plugin можно здесь) Для PC-платформ минимальные требования: компьютер с процессором Intel Pentium 166МГц (рекомендуется Intel Celeron 300) и 32Мбайт оперативной памяти (рекомендуется 64Мбайт), операционная система Windows 95 или новее. В качестве Web-браузера - Microsoft Internet Explorer 7.0, Firefox 12, Chrome 20, Opera 10, Safari и более поздние версии их версии с установленной виртуальной Java-машиной.

2.  Наличие в компьютере USB разъема для подключения персонального аппаратного криптопровайдера USB-токена «iBank2 Key» c Хранилищем ключей ЭП Клиента.

3.  Доступ в Интернет. Скорость соединения с Интернет определяет уровень комфорта Клиента при работе. Вполне достаточной является скорость соединения в 14.4 Кбит/сек. Рекомендуемая скорость соединения – 33.6 Кбит/сек. В случае доступа к Интернет по телефонной коммутируемой линии, необходимо наличие современного модема.

4.  Любой работающий принтер, на котором будет распечатан Сертификат открытого ключа ЭП Клиента.

Безопасность:

Доступ к системе осуществляется с защищенного Web-сервера Банка адрес: https://ibank.unifinbank.ru по криптографическому протоколу SSL v.3, являющемуся стандартом в мире электронной коммерции и интернет-банкинга.
Со стороны Клиента криптопротокол SSL обеспечивает аутентификацию Web-сервера Банка, проверяя корректность сертификата X.509 Web-сервера, и сравнивая доменное имя в введенном Клиентом URL c доменным именем, указанным в сертификате. Также криптопротокол обеспечивает целостность загружаемых в Web-браузер данных.

На главной старнице системы "iBank 2" Клиент может убедиться в том, что он действительно попал на защищенный сервер Банка, посмотрев информацию о сертификате (клик на иконке Thawte и двойной клик на замочке в строке статуса интернет-браузера).

Закрытый замочек в углу окна браузера означает что веб-страница шифрует данные при передаче. Если дважды кликнуть мышью на изображении замочка, откроется окно сертификата безопасности.

При проверке сертификата следует убедиться, что в строке "Кому выдан:" (Issued to) указано имя ibank.unifinbank.ru, а в строке "Кем выдан:" указан всемирный центр сертификации Thawte Server CA. Если информация отличается от указанной - то следует немедленно обратиться в Банк и ни в коем случае не пытаться зайти в систему.

Если кликнуть мышью на иконке Thawte, то с сайта центра сертификации загрузится окно с подробной текущей информацией о сертификате безопасности.

Общая безопасность работы в Интернет:

Интернет - агрессивная среда. Поэтому при подключении к Интернет необходимо соблюдать общепринятые требования безопасности. К ним относятся следующие правила:
• Выход в Интернет должен быть защищен аппаратным или программным Брандмауэром (Firewall). В Windows XP можно использовать встроенный Брандмауэр.
• Для операционных систем, установленных на компьютере должны быть установлены последние обновления, исправляющие бреши во встроенных системах безопасности.
• Необходимо использовать антивирусную защиту.
• Не устанавливайте на компьютере программ из сомнительных источников. Особенное внимание должно быть уделено программам, скачанным из интернет и полученным по Email.
• Ключевые носители должны находиться в компьютере только в момент работы с системой "iBank 2". В другое время ключевой носитель рекомендуется держать в надежном месте.
• Никогда не храните вместе ключевой носитель и пароль, на котором зашифрован секретный ключ.

Регистрация:

Для начала работы в системе Клиент должен пройти процедуру регистрации см. Порядок подключения..

Работа:

 

Внимание!  Всегда перед началом работы в системе "iBank 2", зайдя на главную страницу системы, убедитесь в корректности SSL сертификатов и принадлежности их нашему Банку.

Для работы с документами надо выбрать ссылку "Интернет-Банк iBank" на главной странице системы "iBank 2". В результате загрузится стартовая html-страница для загрузки Java-апплета "Клиент". После чего через 30-60 секунд загрузится Java-апплет "Клиент".

При первой загрузке апплета, а также при обновлениях системы на экране появится окно с предложением установить и выполнить "iBank2 Client" подписанный OOO BIFIT. Это приложение подписано SSL сертификатом аналогичным Банковскому. В этом можно убедиться, кликнув на ссылку OOO BIFIT. Чтобы в дальнейшей работе это окно не мешало можно поставить галочку в нижней части окна "Всегда доверять ...". После чего, если при новой загрузке апплета он будет подписан верным сертификатом, окно не будет появляться

Нажмите Run.

После загрузки и инициализации появится окно Java-апплета для аутентификации Клиента и входа в систему "iBank 2".

Аутентификация Клиента:

 

Для входа в систему "iBank 2" должна произойти аутентификация Клиента. Для этого Клиенту необходимо в окне Java-апплета "Вход в систему" указать цифробуквенный идентификатор хранилища ключей ЭП Клиента. В результате в окне отобразиться список ключей ЭП Клиента, содержащиеся в Хранилище ключей. Клиент должен выбрать необходимый ключ и ввести пароль для доступа к ключу. При вводе пароля следует учитывать язык (Кириллица/Латиница) и регистр (заглавные/прописные буквы).

После ввода пароля следует нажать кнопку "Вход". Если пароль был введен правильно, Клиент и выбранный из хранилища открытый ключ зарегистрированы и активированы в Клиент-Банке, то произойдет вход в систему "iBank 2" и в Java-апплет "Клиент" загрузятся все необходимые ресурсы, с которыми Клиент имеет право работать.

Система "iBank 2" имеет удобный, интуитивно понятный интерфейс, позволяющий быстро начать работать с системой без изучения длинных инструкций. Здесь мы ограничимся описанием статусов, которые может принимать электронный документ, и процедурой подписания документа ЭП Клиента.

Статусы электронных документов:

В системе "iBank 2" документы бывают двух видов:

  • Исходящие - документы, формируемые и отправляемые Клиентом в Банк
  • Входящие - документы, формируемые отправляемые Банком Клиенту

Исходящие документы, формируемые Клиентом в системе "iBank 2", могут иметь один из следующих статусов:

 

  • Новый - При создании и сохранении нового документа, при редактировании и сохранении существующего документа, а также при импорте документа из файла статус документа становится "Новый". Документ со статусом "Новый" Банком не рассматривается и не обрабатывается.
  • Подписан - Статус "Подписан" присваивается документу, когда Клиент подписал его одной или несколькими цифровыми подписями, но количество цифровых подписей под документом меньше необходимого. При внесении изменений в документ с этим статусом и его последующем сохранении, статус документа меняется на "Новый".
  • Доставлен - Статус "Доставлен" присваивается документу, когда количество подписей под документом Клиента соответствует требуемому для рассмотрения документа Банком. Статус "Доставлен" является для Банка распоряжением начать обработку документа (принять на исполнение или отвергнуть).
  • На обработке - Статус "На обработке" присваивается документу, когда документ был выгружен в Автоматизированную Банковскую Систему( АБС ) Банка, успешно пройдя при выгрузке все проверки АБС.
  • На исполнении - Статус "На исполнении" присваивается документу, когда Конвертер (модуль интеграции iBank 2 с АБС) получил от АБС информацию о принятии документа к исполнению операционистом Банка.
  • Исполнен - Статус "Исполнен" означает, что документ Банком исполнен и проведен в балансе проводкой.
  • Отвергнут - Статус "Отвергнут" означает, что документ Банком отвергнут, и исполняться не будет. Клиент может скопировать документ в новый (статус станет "Новый"), или удалить документ (статус станет "Удален").
  • Удален - Клиент может удалить документ, имеющий статус "Новый" или "Подписан". В этом случае документ удаляется из системы "iBank 2", а в истории операций с документами ему присваивается статус "Удален".

Просмотр расширенного статуса документа:

При работе с исходящими документами в списке документов любого типа присутствует столбец "Статус". В этом столбце отображается краткая информация о состоянии документа. Для того чтобы просмотреть расширенное описание состояния документа, необходимо открыть его в "Редакторе документов". При этом в нижней части редактора после метки "Статус" отображается расширенное описание состояния документа. Кроме этого строкой ниже присутствует информация о количестве подписей под документом. Для получения информации о том кто и когда подписывал документ необходимо нажать на ссылку "Подписи". При этом в появившемся диалоге в таблице будет представлена информация о том, кем и когда был подписан документ.

Подпись документа на исполнение:

В соответствии с настройками на банковском сервере системы "iBank 2" для каждого типа документа задается необходимое количество подписей под документом для принятия документа Банком к рассмотрению от данного Клиента.

Все сотрудники Клиента (организации), имеющие права подписи, распределены по группам права подписи. Директор и его заместители имеют, как правило, право первой подписи и соответственно относятся к первой группе. Главный бухгалтер и его заместители, как правило, имеют право второй подписи и относятся ко второй группе.

Минимальное количество групп электронной подписи - одна. Максимальное количество групп подписи ограничено восемью. В общем случае Клиент, как правило, ограничивается двумя группами подписи - Директора и Главного бухгалтера.

При более чем одной группе документ подписывается последовательно - сначала представителем одной группы, потом другой. Последовательность подписи некритична. Сначала может подписать Директор (или другой сотрудник с правом первой подписи), потом Главный бухгалтер (или его заместитель с правом второй подписи). Или наоборот. При этом каждый из сотрудников может осуществлять подпись документов со своего рабочего места, со своего запущенного экземпляра Java-апплета "Клиент". Таким образом, достигается коллективная работа в сети.

Документ приобретает промежуточный статус  Подписан.  как только подписан одним из сотрудников, и количество подписей при этом под документом должно быть более одной. При необходимом количестве подписей документ получит статус  Доставлен .
Далее в соответствии с регламентом обработки документов в системе "iBank 2" подписанный документ после предварительной автоматической проверки поступает на обработку в АБС Банка. Если документ успешно пройдет автоматическую проверку, он будет принят Банком для дальнейшей обработки и примет статус На обработке. Если документ не будет принят Банком по каким-либо причинам, он примет статус Отвергнут.

При работе в списке документ, как и в случае с удалением, может быть подписан несколькими способами:

  • Через пункт меню "Документы", подпункт "Подписать"
  • Нажатием правой кнопки мыши в списке документов и выбором во "всплывающем" меню пункта "Подписать"
  • Нажатием кнопки "Подписать" на панели инструментов
  • Кроме этого возможна подпись документа нажатием кнопки "Подписать" при работе с документом в "Редакторе документов". Подписание документа возможно только в случае, если это позволяет его статус. В этом случае кнопка "Подписать" доступна для совершения подписи документа.

 

Отзыв документа:

Документ, имеющий статус Доставлен и На обработке, может быть отозван Клиентом. Отзыв осуществляется путем формирования специального документа-отзыва на отзываемый платежный документ. Для этого необходимо выделить требуемый документ, нажать правую клавишу мыши и выбрать пункт "Отзыв". В открывшемся окне заполнить причину отзыва, сохранить и подписать созданный документ-отзыв необходимым количеством подписей. Документ-отзыв примет статус Доставлен и будет помещен в папку Отзывы.
Если платежный документ будет отозван успешно, то он примет статус Отвергнут а документ-отзыв примет статус Исполнен.
Если же отзыв платежного документа не будет возможен по каким либо причинам статус его не изменится, а документ-отзыв примет статус Отвергнут, при этом в описании статуса документа-отзыва будет содержаться причина невозможности отзыва.
Внимание! Для отзыва документов со статусами, отличными от Доставлен и На обработке необходимо связаться с операционистами Банка по телефону.

Исчерпывающую информацию по системе "iBank 2" можно получить на сайте разработчика этой системы компании БИФИТ.